Новости
Популярное
    Опрос

    Что Вам необходимо перевезти?

    Показать результаты

    Загрузка ... Загрузка ...

    Популярность автолизинга стабильно растет

    И одна из главных причин такой востребованности автолизинга – особенно, у представителей малого и среднего бизнеса – в постоянной «настройке» всех задействованных в нем инструментов. К тому же в некоторых ведущих лизинговых компаниях продукт для малого и среднего бизнеса выделяется, как приоритетное направление. Например, в «Сбербанк-Лизинг» технику в лизинг можно получить по упрощенной схеме. Для привлечения клиентов используется все – различные акции, спецпредложения, скидки. Последние, как замечено, способствуют установлению долгосрочных отношений с клиентом – увеличивается количество повторных обращений.

    Вообще, политика скидок, государственные и внутренние (принятые в компании) дисконтные программы – это те отправные точки, которым в лизинговых компаниях сегодня уделяется повышенное внимание. Это, в частности, подчеркивается и в высказывании руководителя региональных филиалов ООО «Райффазен-лизинг» Андрея Донченко. Представитель этой компании отметил:

    – Во-первых, скидки являются одним из важных элементов процесса продаж, в том числе и в лизинге. Во-вторых, госпрограмма Минпромторга 2015 года по субсидированию автолизинга была весьма успешной. Спрос компаний на скидки в рамках программы рос на протяжении всего 2015 года. После окончания действия программы в начале декабря поток обращений клиентов остался весьма высоким. Поэтому лизинговые компании имели хорошую возможность предложить своим клиентам собственные альтернативные дисконтные программы. Что касается источников формирования дополнительных скидок, то варианты могут быть самые разные. Но, пожалуй, наиболее частым вариантом формирования дополнительной скидки со стороны лизинговой компании является скидка, полученная ею от поставщика автомобилей. Такие скидки со стороны поставщиков, как правило, предоставляются в обмен на обязательство лизинговой компании обеспечить определенное количество продаж автомобилей.

    Эксперты также полагают, что развитие автолизинга продолжится, несмотря на внутренние и внешние негативные воздействия, которые испытывает российская экономика. И существенным подспорьем здесь будут государственные программы поддержки отечественного автопрома, которые, судя по всему, будут продолжены в текущем году.

    Прогнозы продаж на российском рынке лизинга легковых и малотонажных коммерческих автомобилей тоже иначе как оптимистичными не назовешь. Ожидается, что в 2016 г. они составят 102,0 млрд. руб. (в среднем на 10 млрд. руб. больше, чем в 2015 г.), в 2017 г. – 131,6, в 2018 г. – 173,1.

    В основе – сфокусированность
    Прогнозы-прогнозами, но в любом бизнесе присутствуют как взлеты, так и падения, да и специфика во многом определяет его развитие. Поэтому здесь, как нельзя кстати, будет видение реального положения дел в автолизинге нашим собеседником – президентом автолизинговой компании ПАО «Европлан» Александром Михайловым:

    – Чтобы оценить конкуренцию на рынке автолизинга, – замечает он, – надо сравнить динамику списка десяти ведущих компаний, которые занимаются лизингом автомобилей, за последние десять лет. Десять лет назад там практически не было государственных компаний, а сейчас из пяти ведущих компаний – сразу две государственные. Они действительно являются крупными игроками, но при этом такие компании как «Европлан», с точки зрения именно лизинга автотранспорта, выглядят предпочтительней.

    Для сравнения – в «Европлане», к примеру, более 80 процентов портфеля сфокусировано на этом сегменте, у государственных игроков этот показатель не превышает 30-40 процентов. Получается, что госкомпании «берут рынок» не путем специализации, а просто за счет действий на более широком фронте и используя более дешевые ресурсы налогоплательщиков. В отличие от них частные компании удерживают значительную долю рынка автолизинга именно за счет фокусировки на этом продукте, на типе активов, на профиле их клиентов, возможности и требования которых хорошо изучены, а отсюда и понимание того, какая техника нужна конкретно каждому из них.

    То есть, ведение дел в определенном направлении – это еще и возможность «не разбрасываться», заниматься только автолизингом, а не одновременно с этим еще и лизингом самолетов, вагонов, прокатных станов, доменных печей и прочего.

    То, что автолизинг в России развивается довольно активно – это данность, которую подтверждают все аналитики и эксперты рынка.

    В настоящее время он стал серьезной альтернативой другим способам приобретения автомобилей. Доля лизинговых продаж автомобилей составляет в России около 5%, причем это результат почти двукратного роста за последние 5-6 лет. Тенденция роста доли автолизинга устойчивая, при таком проникновении лизинга нам пока далеко даже до восточноевропейских 15-20%. Поэтому долгосрочный тренд роста доли автолизинга сохраняется.

    На примере одной компании с российским охватом
    – Скромность, – отмечает Александр Михайлов, – штука, конечно, неплохая. Но если бизнес ведется целенаправлено, и, главное, успешно, то и о результатах иногда нелишне упомянуть.

    Так, за 2015 г. с многочисленными лизингополучателями – российскими предприятиями, организациями, предпринимателями и физическими лицами – «Европлан» заключил более 15 тыс. договоров лизинга транспорта, различной техники и оборудования на сумму более 24,2 млрд. руб. Объем сделок легкового транспорта, заключенных за год, показал наибольшую устойчивость к общему падению рынка: компания предоставила лизингополучателям финансирование на сумму 14,6 млрд. руб. Более чем в 80% сделок «Европлан» профинансировал компании-лизингополучатели с численностью сотрудников менее 100 человек. Компания реализовала около 80% объема сделок с лизингополучателями в субъектах Российской Федерации за пределами московского региона.

    На лизинг автомобилей и самоходной техники в 2015 г. пришлось более 97% объема всех лизинговых сделок «Европлана». В очередной раз компания подтвердила свои ведущие позиции в данном сегменте рынка, что было отмечено в течение года данными «Эксперт РА» и отраслевых исследований. В 2015 г. решением жюри международной, неоплачиваемой претендентами премии International Finance Magazine Awards «Европлан» был признан «Лучшей лизинговой компанией России».

    Сохраняя лидирующие позиции в сегменте автолизинга, компания продолжила развитие сотрудничества с представительствами автопроизводителей в России, импортерами и дилерами автомобилей. В 2015 г. автомобили и техника были приобретены более чем у 3,5 тыс. юридических лиц – дилеров и поставщиков, со многими из которых были реализованы многочисленные партнерские программы. В рамках этих программ клиенты «Европлана» могли приобрести автомобили более 50 ведущих мировых марок со скидками и на специальных лизинговых условиях. В зависимости от марки и программы, клиенты получили возможность минимизировать расходы своего бизнеса благодаря таким опциям как нулевое удорожание, минимальный или отсутствующий обязательный аванс, сниженные ежемесячные и выкупные платежи. Партнерство с большинством российских и международных автопроизводителей и дилеров вместе с разветвленной филиальной сетью позволили компании предоставить высококачественные финансовые услуги практически по всей территории России.

    Об авансе, тенденциях и IPO
    Многое и очень быстро сегодня меняется, в том числе, и на рынке автолизинга. Успешное ведение лизингового бизнеса зависит не в последнюю очередь от того, насколько в компании просчитывают складывающуюся на рынке ситуацию, и, прежде всего, на перспективу.

    – В 2016 году игроки рынка ожидают снижения ставок, которые с момента начала кризиса выросли соответственно возросшей стоимости фондирования. Но в автолизинге ключевое преимущество дает не ставка, – поясняет руководитель «Европлана», – а размер аванса и месячного платежа, которые лучше, чем в банковском кредите. Лизинговые компании принимают на себя риск остаточной стоимости машины через 2-3 года – из-за того, что не требуют выплачивать всю стоимость автомобиля в составе платежей. Таким образом, они отсрочивают выкуп автомобиля и снимают эту обязанность с лизингополучателя.

    Эксперты компании, по словам Александра Михайлова, прогнозируют стабильность рынка автолизинга в 2016 г. и сохранение доли лизинга в общих продажах, даже если продажи автомобилей продолжат падение, – это должно произойти за счет роста проникновения лизинга среди способов приобретения транспорта.

    Упоминает он еще одну, существенную, на его взгляд, тенденцию – постепенное развитие автолизинга для физических лиц, который, как и лизинг для юридических лиц, получил в прошлом году поддержку Минпромторга. В 2016 г. этот новый для России вид автофинансирования продолжит рост – и кризис этому только поспособствует.

    – Важность господдержки – безусловна, и, в связи с этим, – рассказывает Александр Михайлов, – продолжение государственной программы субсидирования автолизинга снова поддержит оба рынка – и автомобильный, и автофинансовый. В прошлом году в рамках госпрограммы «Европлан», например, профинансировал для своих лизингополучателей приобретение более 6172 автомобиля на 8,8 млрд. рублей. Эти субсидии позволили клиентам сэкономить 641 млн. рублей. И в этом году какого-то снижения показателей не ожидается.

    И особо стоит отметить, что сегодня выживание многих компаний все больше будет зависеть от того насколько быстро они принимают и реализуют те или иные решения.

    Например, лизинговые компании будут вынуждены искать новые источники финансирования. В связи с этим стоит отметить тот факт, что в декабре прошлого года «Европлан» стал первой лизинговой компанией в России, которая вышла на IPO и чьи акции теперь торгуются на бирже.

    – История с IPO компании, конечно, особенная, – подчеркивает руководитель «Европлана», – немногие компании могут похвастаться такими же уровнями прозрачности, прибыльности и устойчивыми позициями на рынке. Но, путь открыт, и, возможно, кто-то захочет последовать нашему примеру.

    Что ж, будем надеяться, что хороший пример тоже может стать заразительным.

    Поделиться в соц. сетях

    Опубликовать в Facebook
    Опубликовать в Google Buzz
    Опубликовать в Google Plus
    Опубликовать в LiveJournal
    Опубликовать в Мой Мир
    Опубликовать в Одноклассники
    Опубликовать в Яндекс