Новости
Популярное
    Опрос

    Что Вам необходимо перевезти?

    Показать результаты

    Загрузка ... Загрузка ...

    Проблемы автострахования

    Выражение «проблем хватает» как нельзя лучше характеризует сегодняшнюю ситуацию на российском рынке автострахования.
    Вот только с их решением как-то не очень: каждая из сторон, что не ново, тянет одеяло на себя. Страхователи, поддерживаемые «ГлавСтрахКонтролем» и автоюристами в отстаивании своих прав, недовольны не только постоянно растущими страховыми тарифами, но и различного рода сбоями в сфере оказания услуг по продаже страховых полисов. Страховщики нередко видят в требованиях противоположной стороны просто попытку их обмануть. И это, к сожалению, становится отправной точкой в их отношениях с владельцами авто.

    Третья сторона – Банк России, так называемый регулятор, «борется» с «противоправными проявлениями в автостраховании». Правда, «борьбе» этой конца-края пока не видно. В связи, например, с перебоями в продаже электронных полисов, решили попугать (вплоть до отзыва лицензий) страховые компании: «согласно готовящемуся законопроекту, страховщики, имеющие лицензии на ОСАГО, должны с 1 января 2017 года обеспечить страхователям доступность и бесперебойность в продаже электронных полисов ОСАГО. Если кто-то ее не обеспечивает, у нас есть арсенал средств: штрафы, ограничение действия лицензии и отзыв лицензии!». Звучит угрожающе, но с доступностью (особенно в отдельных регионах) электронных полисов почему-то, если что и меняется, то очень медленно.

    Кстати, об обмане – именно в последнее время количественно и даже качественно выросло мошенничество. Причем настолько, что в РСА (российский союз автостраховщиков) этим очень серьезно озаботились. По данным этой организации в России сейчас ходит порядка миллиона поддельных полисов ОСАГО. Так что страховщики срочно собираются принимать меры должные кардинально изменить ситуацию.

    Дан указ о совершенствовании механизма
    Российская автостраховочная данность сегодня такова – автомобилисты крайне недовольны стоимостью предлагаемых им полисов. В РСА корректировку тарифов объясняют очень грамотно, – проценты, цифры, сравнение по годам и прочее, – но в то же время признают, что «средняя цена на ОСАГО увеличилась на 2 тысячи рублей, и составила 5530 рублей, для некоторых категорий автовладельцев это – существенный рост…».

    А для мошенников возможность поживиться. И упускать ее, понятное дело, нельзя. Поэтому множатся в интернете объявления о продаже страховых полисов по ценам не сопоставимым с официальными, да и на улицах, в общественных местах стикеров с подобными предложениями хватает. В том же РСА отмечают, что многие подделки изготовлены очень качественно. К тому же, представляя состояние базы данных, проверить подлинность иного полиса автостраховки не так просто.

    По мнению президента РСА Игоря Юргенса путь из сложившегося тупика может быть следующим:

    – В целом, выход из ситуации с мошенничеством в максимальной электронизации и информатизации ОСАГО: с переходом на электронные формы работы стоимость полисов ОСАГО может быть сокращена почти на 20 %. Это и будет ключевым направлением наших действий по развитию данного рынка.

    Это, конечно, неплохо, только почему-то те страховые компании, у которых эти «электронные возможности» уже есть, явно не спешат поделиться ими с клиентами.

    Чтобы избавиться от «миллиона подделок» в РСА на 1 июля 2016 года запланирована еще одна мера – одномоментная замена всех бланков ОСАГО. Новый документ, как заверяют в РСА, будет иметь усиленную степень защиты. И подчеркивают, что владельцы законных полисов при их замене никаких дополнительных расходов не понесут.

    Предлагалось для пользы дела, и не только страховщиками, еще много чего, пока, как у нас заведено, не дошло до самого верха, и уже президент озаботился проблемами в сфере автострахования. Далее, конечно же, последовали указы и постановления.

    Так, по итогам «прямой линии» президент поручил правительству РФ совместно с Банком России «представить предложения по совершенствованию механизма обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в части возмещения вреда, причиненного транспортному средству, посредством преимущественного использования формы восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания».

    И обозначил сроки, но только, заметим, «выработки предложений»: «правительство РФ совместно с Банком России должно к первому октября выработать предложения по совершенствованию механизма ОСАГО в части возмещения ущерба автомобилю путем преимущественного использования ремонта в автосервисе».

    Из РСА, недовольного деятельностью автоюристов в регионах, которые убеждают клиентов выбирать денежные выплаты, тоже был направлен в Банк России, Минфин и Госдуму проект поправок в закон об ОСАГО, расширяющий практику возмещения в натуральной форме и предусматривающий комплекс мер по борьбе с мошенничеством в обязательном автостраховании.

    Мало того, что мошенники донимают, так тут еще сплошной убыток от этих региональных автоюристов. По мнению Игоря Юргенса «только в прошлом году на выплаты автоюристам ушло более 10 млрд. рублей из системы ОСАГО». И подкрепил он его следующим комментарием:

    – Существенный тормоз, особенно это характерно для регионов – автоюристы, нацеленные на получение денег, из которых они получают 30 % за предоставление услуг пострадавшему.

    Владельцы автотранспорта эти последние инициативы в сфере автострахования восприняли без особого энтузиазма и даже, скорее, скептически. Среди многочисленных откликов в интернете часто можно натолкнуться, например, на что-то подобное: «…ремонт по направлению каско или осаго это куча потерянного времени, средств и нервов. То, что можно сделать за неделю, делают месяц… о качестве работы можно даже не говорить. И понятно почему – страховые компании выделяют автосервисам на ремонт по страхованию копейки…».

    Подоспела, из последних, еще одна инициатива – ожидается, что в самой ближайшей перспективе может появиться единый агент по ОСАГО. И в РСА уже готовы взять на себя это ответственное дело.

    – РСА подготовил модель работы единого агента по продаже полисов ОСАГО на базе союза. Мы столкнулись с тем, что в ряде регионов ситуация накалилась и появились сложности с доступностью услуги ОСАГО. В этой ситуации РСА готов реализовать модель, в которой сам союз выступит агентом по продаже автовладельцам полисов ОСАГО компаний, имеющих лицензии на этот вид страхования, – сообщил недавно его руководитель.

    К чему приведет появление «единого агента» сказать пока сложно, но некоторые эксперты считают, что он может вытеснить с рынка ОСАГО некрупных игроков. Впрочем, в России так называемая централизация – штука далеко не новая, и, можно сказать, повсеместная. В общем, будем ждать результатов. Успокоительно для автовладельцев звучит и то, что введение «единого агента» ни в коей мере не отменит обязательную продажу тех же электронных страховых полисов.

    Однако во всем этом российском автостраховочном сумбуре, наполненном взаимными претензиями, появился небольшой проблеск под названием «умное автострахование». Некоторые зарубежные эксперты считают (а иные просто уверены), что эта форма (или вид) автострахования способен в короткие сроки существенно изменить российский рынок автострахования как ОСАГО, так и КАСКО.

    Например, в J’son & Partners Consulting полагают, что внедрение программ «умного автострахования» может значительно увеличить количество клиентов, приобретающих полис КАСКО.

    Падение в этом сегменте, как видно из приведенной диаграммы, в прошлом году было весьма ощутимым.

    Динамика рынка автокаско

    Процесс «умного страхования» начинается… в космосе. У всех уже давно на слуху «ГЛОНАСС», и вот об этой системе опять заговорили, но уже применительно к сфере автострахования.

    ГЛОНАСС подстрахует
    Большой интерес к возможностям терминалов системы ЭРА-ГЛОНАСС, как отметил на одном из недавних круглых столов «о безопасности дорожного движения» руководитель АО «ГЛОНАСС» Андрей Недосеков, проявляют сегодня представители страховых компаний. Началась и успешно продвигается совместная работа с Российским союзом страховщиков по сертификации терминалов – прибор должен «обрести права» для регистрации дорожно-транспортных происшествий. Это позволит, в свою очередь, более определенно разобрать все детали произошедшего ДТП с участием автомобилей, предусмотренные в ОСАГО и Европротоколе. Уже составлен совместный план, руководствуясь которым можно будет понять не только, например, какой была скорость автомобиля, но также, считав данные на установленном в нем устройстве, узнать какое авто «ударило первым», в какое время, с какой стороны и т.п. Все это очень важно, так как практически исключает возможности мошенничества в аварийных ситуациях.

    Терминал также может использоваться и для страховой телематики при КАСКО, так называемом умном страховании. Имеющий данные сертифицированного терминала не будет привязан к какой-то одной страховой компании: владелец сертифицированного продукта вправе (по своему усмотрению) без каких-либо проблем менять страховые компании. В страховой же компании будут обязаны признавать информацию, зафиксированную терминалом.

    Большим плюсом становится и оперативная передача всех подробностей случившегося ДТП, как в дорожную службу, так и в страховую компанию. Стоит также отметить, что каких-то сложностей с оснащением терминалами авто не возникает, так что их установка – по нарастающей – в том числе и на новые автомобили будет продолжаться.

    Процветание не за горами
    Продолжая тему внедрения новых технологий в автострахование, наверное, стоит отдельно подчеркнуть их финансовое и экономическое значение для этого сегмента российского рынка. Упомянутые зарубежные эксперты, например, считают, что в 2020 году рынок так называемого «умного страхования» уже может перевалить за 4 триллиона рублей. Такое заявление прозвучало на четвертой международной конференции под названием «Умное страхование». Конечно, многие наши аналитики не склонны доверять столь оптимистическим прогнозам западных коллег, более того, они довольно скептически относятся к «триллионным» предсказаниям.

    Впрочем, прогресс – он и в России неостановим, просто все новое на нашей территории внедряется и развивается, к сожалению, не такими быстрыми темпами, как хотелось бы. Опять же, санкции, кризис, но и это не причина, чтобы не воспользоваться возможностями, которые заложены в той же системе «ЭРА-ГЛОНАСС». Не стоит отказываться от прибора, который способен оформлять Европротокол, проводить мониторинг транспорта, оплачивать проезд по платным дорогам, и даже «помогать» страховщикам в оценке стиля вождения того или иного водителя.

    Стоит подчеркнуть, что технологические нововведения очень важны и для сегмента грузовых, коммерческих автомобилей, где КАСКО становится по сути обязательным видом страхования. А его падение, между тем, продолжается.

    Поэтому отзывы, поступающие от практиков-страховых компаний, которые, оценив возможности «умного страхования», запустили страховые продукты типа «КАСКО – страховая телематика», не отказавшись при этом и от традиционных, обнадеживают.

    Телематические полисы начинают пользоваться неплохим спросом, а это уже хороший знак для нового направления, похоже, сулящий ему в будущем успешное развитие.

    Поделиться в соц. сетях

    Опубликовать в Facebook
    Опубликовать в Google Buzz
    Опубликовать в Google Plus
    Опубликовать в LiveJournal
    Опубликовать в Мой Мир
    Опубликовать в Одноклассники
    Опубликовать в Яндекс